Злодеи вики
Advertisement
Злодеи вики

Федя — хулиган, тунеядец и алкоголик, антигерой первой новеллы фильма «Опера́ция „Ы“ и други́е приключе́ния Шу́рика», его роль исполнил актёр Алексей Смирнов.

Биография

Операция «Ы» и другие приключения Шурика

Великовозрастный (по ходу действия выясняется, что ему 41 год, имеет семью: жена Люба, дети Елена и Алексей) хулиган Федя получает 15 суток административного ареста за драку в автобусе. Отбывать наказание его отправляют на строительство жилого дома. На той же стройке подрабатывает студент Шурик — главный пострадавший в том же происшествии. Не знающий об этом прораб Павел Степанович назначает Федю к нему напарником. Федя начинает воевать с Шуриком, используя всё, что оказалось под рукой — от доски до бульдозера. В финале сражения Шурик хитростью побеждает Федю и проводит с ним разъяснительную работу — порет его розгой, произнося ставшую крылатой фразу:

Надо, Федя, надо!

На следующий день Федя с энтузиазмом готов отправиться на любую другую работу, но на него назначен персональный наряд. Узнав, что все 15 суток ему предстоит работать на пару с Шуриком, Федя падает в обморок.

Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика

В этом фильме Федя играет музыку из фильма «Операция „Ы“».

Исполнитель роли Феди

На роль Феди пробовались такие актёры как:

  • Леонид Сатановский
  • Георгий Епифанцев
  • Валентин Буров
  • Юрий Волынцев
  • Роман Филиппов
  • Михаил Пуговкин
  • Станислав Чекан

Но в итоге роль досталась Алексею Смирнову.

Влияние

Некоторые реплики персонажа Смирнова стали крылатыми выражениями, например:

  • «Ах, ты зрячий! Сейчас будешь слепой!»
  • «Если я встану, ты у меня ляжешь!»
  • «У вас несчастные случаи на стройке были? Будут.»
  • «Может не надо?»

Реплика Феди: «Кто не работает, тот ест!» — сказанная им студенту Шурику во время обеда, является иронией сценаристов над основным социалистическим лозунгом «Кто не работает, тот не ест». Фраза Шурика, сопровождающая подготовку к порке: «Надо, Федя, надо!» — тоже стала «крылатой». Историк культуры К. А. Богданов, рассматривая эволюцию отношения к неграм в советской культуре, особо выделяет сцену, где пробежавший через облако сажи Федя предстаёт «в образе чернокожего дикаря, потрясающего боевым копьём и с бусами на шее». Эта смешная и «не слишком толерантная» сцена, заканчивающаяся поркой «чумазого дебошира», служит примером «обытовления» образа негра в 1960-е годы, в отличие от абстрактно-экзотического представления этого образа в предшествовавшие десятилетия.

Advertisement