ФЭНДОМ

10
Трус, Балбес и Бывалый — трио комических антигероев — мелких правонарушителей из советского и российского кинематографа. Наиболее известны по фильмам Леонида Гайдая, где их роли исполнили Георгий Вицин, Юрий Никулин и Евгений Моргунов соответственно.

Бывалый (Евгений Моргунов) — массивный, сильный, уверенный в себе мужчина с бритой налысо головой. Является неформальным лидером шайки

Трус (Георгий Вицин) — нервный, сентиментальный и слабовольный ипохондрик, который кутается в тёплые вещи и говорит пронзительно высоким голосом.

Балбес (Юрий Никулин) — оптимистичный, смешливый и развязный любитель выпить, обладатель ярко-красного носа и вязаной шапки.

Описание

Во всех фильмах Гайдая, Трус, Балбес и Бывалый занимаются, в промежутках между преступлениями, полулегальной деятельностью, такой, как частная торговля, обучение твисту, и т. п. В конце каждого фильма их обычно арестовывает милиция, но к новой серии они чудесным образом оказываются вновь на свободе.

Изначально Трус, Балбес и Бывалый задумывались как олицетворение антисоветского жанра культуры «неформальности» конца 1950-х гг. С момента исчезновения стиляг и поворотной тенденции популярной культуры страны с максимальным приближением к Западу стала возможной сатира такого рода персонажей. Многие режиссёры, в том числе и Гайдай, сразу этим воспользовались.

И хотя нельзя сказать, что троица лоботрясов и тунеядцев представляет собой явно очертанных клоунов антисоветчины, нельзя также заявить и обратное. Сатира полагалась по большей степени именно на то, что такие индивидуумы встречались сплошь и рядом в обществе, даже если это не было формальным. А смех состоял больше всего в нежелании троицы работать «как надо», а зарабатывать деньги каким-то менее формальным путём, что тоже казалось смешным в те годы.

Когда же троица появилась на большом экране уже в 1962 году, Гайдай понял, что одного появления было не достаточно и решил приукрасить выступления несколькими полунемыми сценами, в которых персонажи явно нарушали закон. Именно немые сцены помогли запечатлить роли Никулина, Вицина и Моргунова в популярной культуре. То есть спустя пару лет, иными Труса, Балбеса и Бывалого себе представить уже было трудно. Трус, Бывалый и Балбес были в мультфильмах "Бременские музыканты".

Появления

«Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики» (1961—1962)

Троица впервые появляется в короткометражных фильмах «Пёс Барбос и необычный кросс» и «Самогонщики», которые вышли в составе киноальманахов «Совершенно серьёзно» и «Сборник комедийных фильмов». Здесь трио занимается браконьерством и самогоноварением. В обоих случаях сообщники терпят фиаско, этому способствует пёс Барбос.

«Дайте жалобную книгу» (1965)

Фильм Эльдара Рязанова. Трус, Балбес и Бывалый появляются в эпизодической роли коллег в ресторане, успев стать участниками драки, к концу фильма Труса и Балбеса показывают на рабочем месте — в магазине верхней одежды в ролях соответственно продавца (Никулин) и заведующего отделом (Вицин). При этом Бывалый, судя по контексту (в начале фильма Вицин говорит: «Директор будет с нами», имея в виду Моргунова), занимает должность директора этого магазина.

«Операция «Ы» и другие приключения Шурика» (1965)

В третьей части серии коротких новелл Трус, Балбес и Бывалый сходятся в схватке с другим персонажем Гайдая — студентом Шуриком. Нанятые проворовавшимся заведующим складом, они пытаются инсценировать ограбление. Шурик, случайно оказавшийся охраняющим склад, воспринимает их всерьёз и оказывает вооружённое сопротивление. Ограбление оказывается неудачным, и троицу, усыплённую собственным хлороформом, сдают в милицию.

«В первый час» (1965)

На «Голубом огоньке» Трус, Балбес и Бывалый предстали в образе скрипачей, веселивших людей.

«Сказки русского леса» (1966)

Новогодний музыкальный фильм, в котором Трус, Балбес и Бывалый сыграли браконьеров.

«Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» (1966)

Трус, Балбес и Бывалый подрабатывают мелким жульничеством на Кавказе. Их нанимают местный функционер Саахов и его водитель Джабраил для похищения девушки Нины, племянницы Джабраила, которую хотят насильно выдать замуж за Саахова. В девушку влюблён студент Шурик, схватку с которым персонажам предстоит проиграть. Это единственный фильм, где показан суд над шайкой.

«Семь стариков и одна девушка» (1968)

Фильм Евгения Карелова, в котором Трус, Балбес и Бывалый появляются в эпизодической роли грабителей: они похищают деньги у инкассатора, но в результате организованной с участием героев фильма погони деньги возвращают государству.

«Эти невероятные музыканты, или Новые сновидения Шурика» (1977)

В этом фильме-концерте Трус и Бывалый снялись в роли музыкантов, они изображали то скрипачей, то вокалистов. Бывалый играл на аккордеоне, на балалайке и на скрипке, Трус — на трубе.

«Комедия давно минувших дней» (1980)

Трус и Бывалый противостоят, а потом помогают Кисе Воробьянинову и Остапу Бендеру в поисках клада. Это последний в облике оригинальных актёров случай появления шайки, причём уже без Балбеса — Никулин отказался от участия, считая образ «замыленным».

Другие появления

В 2014 году вышел ремейк фильма «Кавказская пленница, или Новые приключения Шурика» под названием «Кавказская пленница!». Роли троицы исполнили Семен Стругачев (Трус), Николай Добрынин (Балбес) и Сергей Степанченко (Бывалый).

Образы Труса, Балбеса и Бывалого были перенесены в мультфильмы «Бременские музыканты», «По следам бременских музыкантов» и «Новые бременские», где троица появляется в качестве разбойников с большой дороги. Их предводителем здесь становится Атаманша. Трус, Балбес и Бывалый изображены в экзотических головных уборах (папахе, тюбетейке и башлыке, закрученном на манер тюрбана, соответственно), которые носили в «Кавказской пленнице». Однако папаха Труса здесь, видимо, представлена как волосы, поскольку в третьем фильме уже не чёрная, а седая.

По мотивам этих мультфильмов был создан киномюзикл «Бременские музыканты & Co», где роли разбойников-охранников исполнили Иван Агапов (Трус), Александр Карнаушкин (Балбес) и Яшар Нури (Бывалый).

Также в 1991 году в Украинской ССР был создан фильм «Капитан Крокус и тайна маленьких заговорщиков», в котором эпизодически появились Трус (Олег Сиротенко), Балбес (Сергей Гаврилюк) и Бывалый (Сергей Сивохо).