ФЭНДОМ

Этот мир страшен, алчен и жесток. И даже один единственный лучик солнца они уничтожат.
~ Матушка Готель

Матушка Готель (англ. Mother Gothel) – главная антагонистка мультфильма Walt Disney «Рапунцель: Запутанная история».

Она была озвучена Донной Мёрфи, на русский язык – Марией Кац.

Прототип Править

Её образ основан на колдунье из сказки братьев Гримм «Рапунцель», которая потребовала у крестьянина отдать ей первенца в обмен на растения, съеденными его женой, чтобы наконец-то родить. Новорождённую девочку она назвала Рапунцель и поселила в высокой башне. Колдунья заботилась о ней, отращивала её волосы, чтобы спускаться с башни по делам и подниматься обратно. Узнав о том, что девушку втайне навещал принц (были заметны признаки беременности), она обрезает её волосы и выгоняет навсегда из башни. С принцем старая женщина поступила более жестоко: едва он поднялся к окну, она сбросила его вниз прямо в колючий кустарник, что привело к его слепоте.

История создания Править

Концепция Править

Сам Уолт Дисней впервые попытался приспособить сказку «Рапунцель» к анимационному фильму полнометражных фильмов в 1940-х годах. Однако усилия режиссера никогда не были полностью реализованы, потому что сказка считалась слишком «маленькой». В 2008 году соратники Натан Грено и Байрон Ховард решили увеличить масштаб фильма, чтобы превратить его в «большое событие», чтобы оно было успешным. Между тем, персонаж Матушка Готель превратилась в гораздо более сложного злодея, чем ведьма, на которой она основана, и стало понятно, что она «очень одинокая женщина, которая действительно не знала, как иметь какие-либо отношения». Еще немного было определено о персонаже того времени, которого просто называли «типом женщины, которая... представилась в центре внимания». Отход от традиционных злодеев Диснея проявляется в том, что Матушка Готель - не ведьма или колдунья. Поскольку ей не хватает сверхъестественных сил, персонаж вынужден полагаться исключительно на ее остроумие, обаяние, интеллект и харизму, сознательное решение, принятое Грено и Говардом. Тем не менее, в оригинальной сказке братьев Гримма, Готель весьма изображена как типичная колдунья, идея, которая была изменена для адаптации фильма Диснея в пользу того, что сила Готель вместо этого была «получена... из волос Рапунцель».

В поисках вдохновения для «причудливых» отношений Готель и Рапунцель Грено и Говард провели серию интервью с несколькими работницами Disney, попросив их перечислить качества своих матерей, которые «они находят раздражающими и приторможенными или ограничивающими», в частности «то, что их матери сделали бы это, заставляя их чувствовать себя в ловушке или заставляли их чувствовать себя задушенными», чтобы сделать злодейку более привлекательной. В одном из этих интервью на самом деле заимствована линия «Лучшая мать» для Готель. Она олицетворяет «темную сторону» чрезмерно защищенных родителей; в начале фильма отношения Матушки и Рапунцель больше напоминают «отношения чисто матери и дочери». Разрабатывая «уникальный стиль материнства» Готель, Говард объяснил Дэн Гику, что персонаж «должна убедить эту умную девушку, что она ее мать... каковы бы ни были ее мотивы».

Мать Готель не может быть скупой. Она должна быть очень пассивно-агрессивной. Она была одним из самых тяжелых персонажей. Когда мы разрабатывали ее, люди говорили, что она не чувствует себя достаточно, как злодейка, и люди будут указывать на таких персонажей, как Урсула. И тогда она была слишком темной на некоторое время ... Потому что то, что вы делаете с ней, напрямую влияет на то, как вы играете в Рапунцель в фильме. Потому что, если вы играете чрезвычайно доминирующего и жестокого злодея, эта девушка станет кротким и забитым, почти ничем из человека с низкой самооценкой. И мы знали, что нам не нужен такой персонаж ... Мы должны были уравновесить его и подумали, что Готель должен быть более тонким, чем это, а не однозначной, властной матерью.
~ Б. Говард Дэну Гику

Озвучивание Править

Директора признались, что они не были заинтересованы в том, чтобы нанимать исключительно знаменитостей, чтобы озвучить главных героев фильма. Говард объяснил, что для того, чтобы быть брошенным, актеры просто должны были иметь «правильный голос» для персонажей, предпочитая актеров голоса, «которые могли бы... принести естественную легкость этим персонажам». Гренно уточнил: «Никогда не было того, насколько велика была звезда... Это было всегда ... кто лучше всего подходит». Кинорежиссер Джеймс Берардинелли из ReelViews заметил, что это решение повторило подход «Диснея» в конце 1980-х - начале 1990-х годов, когда звезды с большим названием часто пропускались в пользу менее известных талантов. Дополнительным преимуществом было то, что актер сможет хорошо работать как самостоятельно, так и совместно.

Хотя Грено и Говард уже считали Мерфи в высшей степени «впечатляющей певицей», актрисе требовалось прослушать песню для режиссеров, тем не менее, исполнив «Children Will Listen» из мюзикла «В лесу». Говард показал в интервью, что Мерфи была в конечном счете выбрана из сотен актрис, потому что она обладала «чем-то дополнительным»; директора особенно наслаждались харизмой и интеллигентностью, которую Мерфи привел к роли.

Характеризация, дизайн и анализ Править

Убедившись в том, что «Дисней делает злодеев лучше, чем кто-либо», режиссеры чувствовали давление, чтобы создать злодея, который в конечном итоге «подойдет к классическим злодеям прошлых фильмов Диснея». Грено и Говард хотели, чтобы Готель была как забавной, так и пугающей, описывая ее как «командование и сильное присутствие... у которого также может быть тепло». Грено полагает, что Готель особенно страшен, потому что она не колдунья, объясняя: «Она злодей реального мира».

Считается, что «один из самых трудных персонажей фильма "взломал" Грено», он и Ховард хотели, чтобы Готель была изображена как притворная злодейка, которая симпатична и харизматична, чтобы зрители были уверены в ней и нетрадиционных отношениях к Рапунцель. Грено объяснил: «Если бы Матушка Готель была злой и выглядела злодейкой и действовала страшно, ты бы подумал: Почему Рапунцель остается в башне?». В ранних черновиках Готель был вдохновлена Урсулой из «Русалочки» (1989), в результате чего персонаж стал «слишком темным». В конечном счете, режиссеры проголосовали за то, чтобы Готель был утончённой, а не оставлять ее «властной матерью», подобной леди Тремейн, жестокой мачехе Золушки.

Как сообщает The Korea Times, мысль о том, что Готель является злодейкой, который является «жадной, эгоистичной женщиной и фигуральной матерью Рапунцель», изначально был «озадаченностью» для аниматора Джин Ким, и только после того, как Ким услышал голос Донны Мёрфи в песне «Мама умней» в первый раз, когда он «придумал мотив сирены в голливудском стиле 1940-х» для персонажа. Директора также стремились сделать очевидным, что Матушка Готель и Рапунцель не связаны. Грено сказал Анимационной сети мира: «Когда они стоят вместе, совершенно ясно, что это не мать и дочь, просто границы их тел, их волосы, пигменты их кожи», в отличие от того, когда Рапунцель находится в непосредственной близости от ее истинных родителей, короля и королевы. Говард добавил, что, по сравнению с Рапунцель, «Готель очень высокая и пышная, она очень слащава, у нее очень экзотический вид. Даже до этих кудрявых волос мы пытаемся сказать визуально, что это не та мать девушки». Аниматоры изучали кадры Мерфи, чтобы получить «идеи о мимике» и «жесты». После долгих спекуляций режиссеры, наконец, признались, что, помимо Мерфи, на физическую внешность злодейки фактически повлияла американская певица Шер. Говард объяснил, что это было «потому, что Шер очень экзотична и смотрится готично», продолжая, что певица «определенно была одной из людей, которых мы смотрели наглядно, насколько это дает вам яркий характер».

С тех пор термин пассивно-агрессивный был связан с Готель. Критики считали, что Матушка Готель могла бы стать пионером «нового вида злодеев Диснея», представляя «подрывную, пассивно-агрессивную, вызывающую вину» ведьму. Деревенский Голос написал, что, будучи злодейкой, Готель первая из злыдней, «главный преступник которого является подмастерьем», она предупреждает Рапунцель, что та просто «слишком глупа, слишком необразованная, слишком неискушенная», чтобы выжить за пределами башни. «Лос-Анджелес таймс» назвала Готель «виновным в совершении вины, сверхпрофессиональным, супер-манипулятивным родителем из ада». Один кинокритик заметил, что «Готель - один из самых заниженных злодеев, которых Дисней использовал в течение долгого времени. Она снова возвращается к идее магии в Золушке ... Она доказывает, что это может быть злой без всякой театральности». Автор продолжил: «Готель одна на века с немного мрачным комедийным временем, а общая жадность и угроза злодею нужно презирать». Персонаж получил сравнение со Злой Королевой.

Донна Мёрфи считает, что Матушка Готель любит по-своему Рапунцель.

Я также думаю, что есть эта нить какой-то любви, которую она имеет для Рапунцель. Это не то, что она изложила. Но она действительно воспитывает этого ребенка, и это самые интимные и, безусловно, самые длительные отношения, которые, как мне кажется, у женщины были в ее 387 лет или как бы она ни была прежней. Столь же глубоко, как нужно, чтобы получить что-то для себя, она не может не влюбиться в нее. Она энергичная, креативная и обаятельная, и я думаю, что это что-то мешает ей, что сбивает с толку Готель. И Готель должен постоянно напоминать себе о том, что самое главное, которое заботится о себе. Но я думаю, что есть подлинный вид человечества. Это по степени, это не безусловная любовь, но есть любовь, которая развивается.
~ Донна Мёрфи

История Править

Рапунцель: Запутанная история Править

Tangled-disneyscreencaps

Готель впервые использует целебную силу Волшебного Цветка

За много лет до основных событий «Запутанной Истории» пожилая Готель становится единственной свидетельницей падения на землю солнечной капли, из которой вырастает Волшебный Золотой Цветок, способный исцелять больных и раненных. Спев цветку особую песню и погладив его лепестки, Готель неожиданно становится молодой и красивой. Женщина решает сохранить этот секрет от остального мира и прячет цветок, чтобы оставаться прекрасной и юной вечно. Проходит несколько столетий, и неподалёку возникает небольшое, но процветающее королевство. К несчастью, молодая беременная королева смертельно заболевает, и всё королевство, желая спасти любимую правительницу, начинает искать лекарство: волшебный цветок.

Вскоре королевская стража находит цветок, и Готель оказывается бессильна остановить их. Выпив отвар, приготовленный из цветка, королева излечивается и вскоре рождает ребёнка — девочку по имени Рапунцель, которой передаются все силы волшебного цветка. Глубокой ночью Готель проникает в королевский замок и использует длинные золотые волосы принцессы, чтобы снова вернуть себе молодость. Женщина отрезает один из локонов девочки и решает забрать его себе для личного использования, но отрезанные волосы тут же темнеют и теряют все свои целительные силы. Тут просыпаются король и королева и видят, как Готель похищает их дочь и скрывается в ночи. Она заключает маленькую принцессу в башне, спрятанной от остального мира глубоко в лесу, в уединённой долине, и там воспитывает девочку как собственную дочь. Желая сделать так, чтобы Рапунцель никогда не покинула башню, Готель всё время говорит ей, что мир — это ужасное место, полное корыстных и жадных людей, которые хотят воспользоваться волосами девочки в своих личных целях. Однако каждый год в свой день рождения Рапунцель наблюдает, как в небе появляются тысячи летающих огоньков, и желает узнать, что же это такое.

Мама умней

Восемнадцать лет спустя после похищения Рапунцель, матушка Готель по-прежнему остаётся такой же манипулятивной и «заботливой», как и всегда. К этому времени увлечение Рапунцель летающими «огоньками» достигает новых высот, и девушке, наконец, достаёт смелости попросить свою «матушку» позволить ей увидеть огоньки вблизи, а не просто через окно. Чувствуя небольшую потерю контроля над своим «цветочком», Готель снова использует свои истории об «ужасном» мире и аргументы, такие как «Мама умней», чтобы удержать Рапунцель от желания покинуть башню.

В поисках дочери, Готель натыкается на кабак, где разбойники встретили Рапунцель и Юджина. Всё это время мамаша наблюдала и, увидев подземный ход, прошла по нему и выследила дочь. Перед этим она заключила сделку с Близнецами, и те, пытаясь украсть Рапунцель, огребают дубинкой по голове. Дома Готель узнаёт, что ее дочь вспомнила своё прошлое, и проявляет свою худшую сторону. Она заковывает девушку в цепи, а появившегося в башне Юджина смертельно ранит кинжалом. Готель обещает Рапунцель, что вместе они будут так далеко, что никто не узнает их секрет. Женщина всё же позволяет ей попытаться исцелить его (связав преждевременно разбойника), но и в этот раз она хочет контролировать её дар, втайне взявшись за её локоны. Флинн обрезает волосы Рапунцель, что привело к внезапному старению матушки Готель. Она спотыкается об волосы, подложенные Паскалем, и падает вниз с башни, превращаясь в прах.

Рапунцель: Дорога к мечте Править

Флинн Райдер пересказывает историю мультфильма, упоминая также Матушку Готель.

Рапунцель: Скоро счастлива навсегда Править

Матушка Готель появляется в кошмаре Рапунцель, обещает ей заключить её в башню.

Внешность Править

Tangled-disneyscreencaps 1

Готель в пожилом возрасте

В самом начале она выглядит как голубоглазая старуха, в чёрном ветхом одеянии. При омоложении она напоминает цыганку с пышными чёрными волосами и одетой в бордовое платье с декольте и кожаным поясом с застёжкой в форме кольца.

Личность Править

Готель умна, осмотрительна и пронырлива, склонна к интригам и превыше всего ставит свою молодость. Лишившись Золотого цветка, она обрела его силу в волосах приемной дочери, всячески её опекая. Также матушка очень эксцентрична: то и дело срывается на пение и имеет резкие перепады настроения.

Цитаты Править

  • «Солнца яркий Луч, / Путь найди во мгле. / Я прошу, верни, / Что так желанно мне. / Желанно мне...» (Готель исполняет песню-заклинание).
  • «Этот мир страшен, алчен и жесток. И даже один единственный лучик солнца они уничтожат».
  • «Рапунцель! Спусти свои волосы!».
  • «Что за чудная красотка в зеркале – стоит рядом с тобой?».
  • «Мама умней».
  • «К чёрту драму, слушай маму!».
  • «Рапунцель! ТЫ – НИКОГДА – НЕ ВЫЙДЕШЬ – ОТСЮДА!».
  • «Ну вот, теперь я плохая».
  • «– Я люблю тебя, дорогая. – Я тоже тебя люблю. – А я тебя ещё больше» (Готель и Рапунцель прощаются).

Восприятие персонажа и критика Править

В издании St. Paul Pioneer Press отмечается, что Готель представляет «обновление» традиционной злой мачехи, вместо этого превращаясь в «пассивно-агрессивную мачеху». По мнению актрисы Донны Мерфи, «классическим» злодеем является «кто-то, кто хочет чего-то с такой интенсивностью и такой большой потребностью, но приходит к тому, что не связан никаким моральным кодексом или каким-то чувством того, что этично, они сделают все, чтобы получить то, что хотят». «Хроника Остина» заметила, что включение режиссеров Готель в качестве «злой матери в качестве спускового крючка для сюжетной линии» остается одним из «классических отличий анимации Диснея». По словам Кей Тернера, автора книги Transgressive Tales: Queering the Grimms, «Готель» означает «крестная мать» на немецком языке.

Матушка Готель собрала в основном положительные отзывы от кинокритиков. Найджел Эндрюс из Financial Times считает, что персонажу были предоставлены «лучшие линии и мелодии» фильма. Film4 описал Готель как «забавного» персонажа «в той мере, в какой она рискует заставить хороших парней казаться немного скучными». Приветствуя Матушку Готель в роли фильма «pièce de résistance», Джорджи Хоббс из Little White Lieswrote, «Готель исполняет... «Мама умней»... с шизофренической фантазией, достойной самых лучших сумасшедших героев Стивена Сондхейма». IGN Джим Вейвода написал: «Матушка Готель почти крадет шоу, а ее чрезмерная тирания превращается в почти рациональную». Автор рассмотрел тот факт, что «Готель полностью лишена сверхдержавности и полагается на ее значительную остроумие, чтобы удержать ее, делает ее странно замечательной». Написав для журнала «Milwaukee Journal Sentinel», Кэти Джакичич назвала персонажа «великим современным злодеем», который «многие дочери (и мамы) найдут ... забавным и слишком знакомым». В мнении «Нью-Йорк Таймс» А. О. Скотта «Пантеон Диснея полон злых мачех, хотя ни одна из них не соответствует матушке Готель для чистой садистской интенсивности». По словам Джейка Койла из Southtown Star, Готель является «одним из лучших злодеев Диснея», а Гэри Томпсон из «Philadelphia Daily News» назвал героиню «одной из причин любить Диснея». Майкл Смит из Tulsa World рассмотрел Готель как «совершенно злую, когда она убивает мечты Рапунцель».

Однако, критики не были единодушны в своей похвале, поскольку некоторые рецензенты считали, что персонаж слишком пассивен и ручен, чтобы быть убедительным злодейкой. Джефф Мейерс из Detroit Metro Times писал, что «злодей фильма не так уж злодей», а Тайлер Хэнли из Palo Alto Daily News охарактеризовал её как слишком «одномерный и общий». Билл Гиброн из PopMatters написал, что, будучи злодейкой, Готель «не может конкурировать с традиционными злодеями Дома Микки Мауса, такими как Малефисента или Круэлла Де Вилль». Элисон Ган из Сан-Диего чувствовала, что Готель временами был «раздражающим» персонажем, в то время как в США сегодня Клаудия Пуиг написала, что «Готель играет роль любящей мамы Рапунцеля [иногда] убедительно». Хотя Мишель Оранж из Movieline пользовалась личностью Матушки Готель до настоящего времени, автор критиковал персонажа в смешанном обзоре: «Сокращая Матушку Готель до тщетной женщины, которая не хочет бессмертия настолько, насколько она полна решимости сохранить ее профиль тугой, фильм упускает шанс стать серьезным мифическим, и в результате в повествовании не хватает драматического влияния».

Между тем, вокальное исполнение Донны Мерфи, как Готель, получило единодушную похвалу. Критики приветствовали актрису как «выдающуюся» - в частности, Лиза Шварцбаум из Entertainment Weekly выделила Готеля как «фейерверк» на фоне другого «спокойного» актера. Джо Моргенштерн из The Wall Street Journal написал, что «Донна Мерфи делает зло вкусом как голос Матушки Готель», в то время как Норман Уилнер считал, что актриса успешно «направила» бродвейскую актрису Пэтти ЛюПон в ее исполнении.

IGN Матушка Готель заняла четвертое место в списке «12 Диснеевских Злодеек». В списке тридцати трех великих злодеев Диснея, проведенных E !, она заняла двадцать пятое место.

Похожие злодеи Править

Интересные факты Править

  • По словам создателей мультфильма, платье матушки Готель вдохновлено модой эпохи Возрождения. Причём оно старше одежды других персонажей, что намекает на долгожительство Готель. Также видно, что когда Флинн отрезает волосы Рапунцель, то платье превращается в драный плащ. Всё это намекает на то, что магия волос распространялась и на одежду.
  • Матушка Готель не любит бормотание.
  • Готель в исполнении актрисы Эммы Бут является главным антагонистом седьмого сезона телевизионного сериала канала ABC «Однажды в сказке». Она впервые появляется в третьей серии седьмого сезона.
  • Режиссеры фильма заявили, что Мать Готель предназначена для того, чтобы быть противоположной Рапунцель, объясняя её кудрявые черные волосы прямолинейным светлым волосам героини.
  • Голос Готель изначально собиралась отдать Грей ДеЛисл.
  • Матушка Готель - второй Диснеевский Злодей, обладающий серыми глазами, после Урсулы.
  • Одежда злодейки в начале фильма, когда она впервые обнаруживает волшебный цветок, - это черное платье и красный плащ, на обратной стороне одежды, которую она носит для остальной части фильма: красное платье и черный плащ.
  • Помимо вступительного повествования, она никогда не упоминается или не обращается к ее имени в фильме.
  • Матушка Готель - очень уникальная злодейка мультмиров Disney, демонстрирующий, что, по-видимому, некоторые чувства к Рапунцель, так как готовит ей любимый обед, соглашаясь отправиться в длинную поездку, чтобы получить раковины для краски. Рапунцель сказала, что хочет на день рождения, и другие вещи, которые сделали Рапунцель искренне любящей ее. Но, в конечном итоге, она заботится только о себе.
  • Готель, вероятно, является второй старейшей женщиной из диснеевских злодеев (предполагая, что Малефисента обладает истинным бессмертием, что подразумевает ее не заметное старение во время перерыва между рождением Авроры и ее встречей с принцем Филиппом).
  • Матушка Готель - пятая антагонистка для героини из мультфильмов Disney о принцессах, первая из которых - Злая Королева из «Белоснежки и семи гномов», вторая – леди Тремейн из «Золушки», третья – Малефисента из «Спящей красавицы», и четвертая – Урсула (Disney) из «Русалочки».
  • Матушка Готель имеет темно-серые ногти, возможно, единственный признак ее истинного возраста, поскольку тогда у них не было лака для ногтей.
  • Готель действует довольно незрелой для того, сколько ей лет, не говоря уже о ее фактическом возрасте.
  • В мультфильме показано, что Матушка Готель не разбилась насмерть, но умерла от старости, что делает её первой злодейкой Disney, чтобы сделать это.
  • Неизвестно, давала ли Матушка Готель девочке ее имя, или оно было дано королем и королевой.
  • Когда состоялась премьера мультфильма на Disney Channel, расщепление злодейки было подвергнуто цензуре.
  • Матушка Готель, в некотором смысле, по сути является полной противоположностью Флинну Райдеру. Хотя он вор, как она, когда она похитила Рапунцель, он действительно заботится о Рапунцель, а не о волосах, и поэтому готов пожертвовать собой, чтобы она могла быть свободной. Это показывает, что его любовь к Рапунцель чиста и бескорыстна. Готель, с другой стороны, заботилась только о Рапунцель для своих волос, и поэтому она сделает все, чтобы держать её вместе с ней, даже если это означает душевное уничтожение ее жизни. Это показывает, что ее любовь к девушке испорчена, эгоистична и искривлена.
  • Мотивация матушки Готель - это не сила или месть, в отличие от большинства злодеев Диснея. В начале фильма она была готова взять только прядь волос Рапунцель, чтобы достичь своих целей: обмануть смерть и остаться молодой и красивой; единственная причина, по которой она украла Рапунцель, заключалась в том, что волшебные волосы потеряли свою силу после того, как она была отрезана. Ее желание оставаться молодой вызвано ее собственным тщеславием и страхом смерти.
  • В «Софии Прекрасной», Матушка Готель упоминается в эпизоде ​​«Проклятие волшебного амулета». Рапунцель называла ее «злой женщиной, притворяющейся ее матерью».
  • Тот факт, что Мать Готель заботится только о силе волос, а не самой Рапунцель, демонстрируется почти во всех сценах, в которых она появляется вместе с ней.
    • Обращаясь к ней часто как к «Цветочку», а не к ее имени.
    • Всегда гладить или проверять волосы каждый раз, когда они обнимаются.
    • Немедленно вытащив оплетку «дочери», когда они вернулись на башню, чтобы она могла использовать ее за счет того, что Рапунцель усложнила жизнь (коса позволила Рапунцель двигаться более свободно, поскольку такие длинные волосы могли бы помешать ее движению).
  • Тщеславие - повторяющаяся тема вокруг матушки Готель, о чем свидетельствует ее постоянная проверка и восхищение ее отражением в зеркале, которое она потом ломает. Это тщеславие, в конечном счёте, ее падение больше, чем один случай; разбитое зеркало, как полагают люди, приносит неудачу. Флинн использует осколок, чтобы отрезать волосы Рапунцель, и этот вид ее старения в сломанном зеркале, что заставляет ее упасть до ее смерти, когда она не смотрит, куда она идёт.