Анвар-Эфенди (он же Капитан Перепёлкин) - главный антагонист фильма «Турецкий гамбит». Высокопоставленный агент турецкой разведки.

Сыграл его Александр Лыков, который также сыграл Лаврентия Фёдорова в сериале "Ленинград 46" и Степана Асафьева в сериале "Агент национальной безопасности".

Биография

Русский солдат Фандорин попадает в плен к туркам. Напарник Фандорина, Лествицкий, не выдерживает скотских условий пребывания в плену и бросается к проезжающей через мост карете. Однако пассажир кареты хладнокровно пристреливает Лествицкого. В получившейся суматохе, в которой ключевую роль сыграли болгарские крестьяне, Фандорин лишается цепи и прицепляется к карете, которая привозит его в Видин, где местный губернатор, Юсуф-паша, встречает пассажира — Анвара-эфенди, приехавшего с важной миссией из Стамбула.

Фотограф губернатора делает снимок гостя, но тот приказывает немедля уничтожить снимок ввиду особой секретности своей личности. Фандорин проникает в губернаторский дом, но ему не удаётся увидеть лицо таинственного гостя, за исключением лишь нескольких деталей одежды: кожаных перчаток с красной прошивкой среднего и безымянного пальцев и округлых очков с синими стёклами.

На встрече Анвара и Юсуфа-паши также присутствует полковник Измаил-Бей, личный адъютант маршала Османа-паши, чьему корпусу поручено перехватить наступающие полки императорской армии, недавно перешедшие Дунай. Анвар оказывается не просто сановником султана, а его поверенным по делам контрразведки, и на примере шахматной игры убедил разыграть с русскими «гамбит», («отдать малое, чтобы выиграть инициативу») и сыграть на опережение по захвату небольшого города Плевны, почти в самом тылу наступающих войск, из-за чего наступление будет сорвано.

Фандорин объединяется с барышней Варварой Суворовой и вместе с ней отправляется в путь ко своим. В пути герои едва не становятся жертвой банды башибузуков, но их спасают казаки под командованием генерала Михаила Соболева, однако Эраст заподозривает неладное, ведь ружьё, которое он забрал у одного из башибузуков, не было заряжено. Бандиты уезжают, бросив пленного офицера Еремея Перепёлкина, который, едва придя в себя, начал ходить за генералом хвостиком и всё набивался в ординарцы. Фандорин сообщает Соболеву, что нужно немедленно занять Плевну, потому что туда идёт корпус Османа-паши. Генерал не верит Фандорину и отправляет его в особый отдел для допроса. Тем не менее, он посылает в Плевну казачий разъезд в полсотни человек.

Прибывший в русский лагерь генерал Лаврентий Аркадьевич Мизинов освобождает Фандорина, которого вместе с Варей допрашивал ретивый подполковник Казанзаки, и передаёт приказ генералу Криденеру немедленно занять Плевну. Суворова, согласно военному закону, должна до конца кампании отбыть в карантине (то есть в тюремном заключении) из-за того, что слышала разговор с Фандориным об Анваре и Плевне, однако последний убеждает оставить её на свободе в качестве своей помощницы, что вызывает неудовольствие Вари, как противницы «душителей свободы». Вечером же, встретившись с женихом и добыв элегантное платье, производит сенсацию на вечеринке в пресс-клубе, где за ней одновременно ухаживают генерал Соболев, французский корреспондент Шарль д’Эвре и Лукан, полковник Румынской армии и поверенный короля Кароля I в штабе русской армии. Британский журналист Шеймус Маклафлин прерывает вечеринку известием: Криденер занял крепость Никополь. Жандармы тут же арестовывают Яблокова, поскольку в его шифровке слово Плевна было заменено на Никополь. Корпус Османа входит в Плевну, расстреляв горящими стрелами казаков Соболева.

Фандорин и Варя начинают расследование, но параллельно: Эраст пытается хладнокровно узнать обстоятельства подмены шифровки, а Суворова считает что необходимо совершить рейд в стан турок и найти там Анвара. Фандорин узнаёт, что Яблокова выманил из палатки запиской о прибытии Вари Лунц, вольноопределяющийся с гомосексуальными наклонностями, устраивающий свидания с одним из солдат в пещерах неподалёку. Однако Фандорин не успевает допросить Лунца — его убивает Анвар, который после устраивает обвал в пещерах взрывчаткой. Фандорин чудом спасается, однако Мизинова пугают самоубийственные методы Эраста в следствии, упоминая, что «Смерть с косой» не лучшая замена умершей невесты.

Тем временем Варя и Шарль беспрепятственно прибывают в Плевну, где получают горячий приём со стороны Измаил-Бея, который лукаво говорит, что Осман-паша прибудет только вечером, а город он взял небольшим отрядом ополченцев (сам же Осман-паша притворяется при гостях слугой, а бойцы корпуса рассредоточены вдоль улиц). Наконец Варя видит Анвара и прерывает пикник с полковником, после чего бросается в погоню. Анвар оказывается ранен, но Шарль отказывается добивать турка, опасаясь политического скандала и потому что «он ему не враг». Варя также не способна хладнокровно убить человека, хотя Анвар сам приставляет голову к дулу револьвера. От преследователей журналиста и девушку спасает подоспевший отряд с Соболевым во главе.

Русские предпринимают штурм Плевны. Костромской 19-й пехотный полк, идущий в обход, попадает в артиллерийскую засаду. Фандорин подозревает в измене румынского полковника Лукана, который предсказал поражение русских. Кроме того, Лукан незадолго до этого сначала проигрывался в карты, а потом стал разбрасываться деньгами. Герои едут в Бухарест, чтобы развеяться. Лукан застаёт Варю, копающуюся в его вещах и пытается ей овладеть. Журналист Шарль д’Эвре и ротмистр Зуров вызывают его на дуэль. Лукан неожиданно вызывает капитана Перепёлкина, худшего стрелка из их компании, но на дуэли получает пулю прямо в лоб.

Русские войска выходят на подступы к Стамбулу. Отряд Соболева на поезде турецкой делегации приезжает в городок Султан-Капусэ, находящийся близ турецкой столицы, и занимает здание банка.

Приехавший Фандорин заявляет, что Соболев попал в ловушку: если русские солдаты войдут в Стамбул, стоящая в проливе Босфор английская эскадра немедленно откроет огонь, и Англия вступит в войну на стороне Турции. Фандорин разоблачает Анвара-эфенди (который выдавал себя за капитана Перепёлкина), поймав его на блеф: губернатор Видина якобы сохранил тот снимок.

Сбросивший маску Анвар захватывает Варю в заложницы и запирается с ней в бронированном банковском хранилище. В город входит полк султанской гвардии, и начинается бой. Фандорин запрыгивает в окно и с помощью Вари побеждает Анвара.

Цитаты

  • Пришлось убить пленного русского. Он видел мое лицо. Нельзя рисковать. Слишком высока ставка.
  • Немедленно уничтожьте снимок.
  • Юсуф-паша, шахматы - это война. А на войне законов не бывает... Берите, пешка ваша.
  • Ну что ж. Теперь вы вынуждены пойти сюда, я сюда... Вы сюда - у вас нет другого выхода.
  • И все, почтенный Юсуф-паша, партия проиграна. Из-за какой-то маленькой пешки.
  • Этот прием называется "гамбит" - отдать малое, чтобы выиграть инициативу. То же самое я сделаю с русскими.

Интересные факты

  • В книге Анваром оказался французский журналист Шарль д’Эвре. В фильме же им оказался капитан Перепёлкин.
  • Анвар стреляет из револьвера "Веблей", появившегося примерно через 10 после русско-турецкой войны.
Злодеи серии фильмов «Приключения Эраста Фандорина»
Азазель: Леди Эстер
Турецкий гамбит: Армия Османской империи (Анвар-ЭфендиИсмаил-БейОсман-ПашаЮсуф-Паша)
Статский Советник: Боевая Группа (Григорий ГринбергОльга ДобринскаяНиколай Селезнёв) • Глеб ПожарскийТихон БогоявленскийЖюли Ренар